Выбрать страницу

Отказ парашюта — это рабочая ситуация в воздухе, случается редко, но к ней нужно быть готовым. Разбираем отказы и отрабатываем действия в воздухе.

otkaz_parashuta

При прыжках с парашютом так случается, что иногда парашют не хочет нормально работать.  Отказы купола случаются редко, но нужно всегда быть готовым к любой ситуации при открытии парашюта.

На мои 5000 прыжков у меня 4 отказа купола, из них 2 полных, причем 2 прыжка подряд... :))

Первый отказ произошел на 57 прыжке на УТ-15, остальные на По-9 серии 2... а потом больше не было...  может, расскажу... :))

Каждый раз на предпрыжковой подготовке проходит инструктаж, отрабатываются действия парашютиста в воздухе и действия в особых случаях. Относитесь к этому серьезно, в Небе Вы будете самостоятельными.

Не забывайте в воздухе после раскрытия парашюта обязательно осматривать его.

Все опытные спортсмены-парашютисты в самолете или вертолете перед каждым прыжком во время набора высоты мысленно прорабатывают отцепку, трогают подушку отцепки и кольцо запасного парашюта... это как ритуал... это готовность к решению в воздухе любой непредвиденной ситуации.

В случае отказа купола необходимо:

1. Оценить ситуацию

2. Контроль высоты.

3. Попытаться исправить неполадки и помочь куполу нормально наполниться

4. Если не помогло, принять решение.

В воздухе есть правило: принял решение — выполняй, первое решение самое верное.

Вниз не смотреть, вести работу с отказанным куполом. Когда над головой будет нормальный купол — неважно, основной или запасной, тогда можно осмотреться.

В момент отказа купола мысли летят настолько стремительно, как со скоростью света, это потом уже понимаешь... кажется, что всё долго, а по факту оказывается, что всё сделано быстро.

Сначала про отказы на круглом куполе, потом на спортивном типа «крыло».

Круглый купол

На круглых куполах сложных отказов не бывает, но неправильные действия в воздухе приводят к тяжелым последствиям.

Первые прыжки. Очень важно разобраться в системе раскрытия парашюта. Если что-то непонятно, не стесняйтесь задавать инструктору вопросы, это будет означать, что Вы желаете в чем-то полностью разобраться.

Полный отказ может быть, если в самолете карабин вытяжной веревки не пристегнут к тросу — это невозможно, но и такое случается. Обрыв вытяжной веревки — это тоже полный отказ купола.

К полному отказу парашюта относятся:

  • нерасчековка ранца,
  • несход чехла с купола,
  • невыход стабилизации,
  • непрекращение стабилизации (нет динамического удара),
  • невыход купола из камеры,
  • разрыв купола.

Действия — открытие запасного парашюта. Ноги в коленях согнутьНайти глазами кольцо запасного парашюта, взять его в руку, вынуть из кармашка, резко выдернуть и отвести руку с кольцом в сторону.

При полном отказе купола нельзя трогать запасной парашют руками, он должен самостоятельно уйти в чистое Небо. Если случилось затенение, развести руки немного в стороны, ладонями опереться на поток. Посадит в воздухе, и купол уйдет...

Частичный отказ купола

При частичном отказе купола основной парашют открыт, но присутствуют:

1. порыв купола — разорвана ткань купола между лентами усилительного каркаса;

2. перехлест купола — стропы перехлестнули купол и он полностью не наполнился;

3. порыв строп — более 3-х в одной группе или более 6-ти в разных местах.

Решение: оценить работоспособность купола на устойчивость, вращение и скорость снижения. Приготовиться к открытию запасного парашюта.

Ноги вместе, согнуть их в коленях. Если кольцо на запаске справа, левой рукой придержать клапаны ранца, правой рукой взять кольцо запасного парашюта, движением вправо от себя вынуть его из кармашка, резко дернуть, отводя руку вправо и выбросить кольцо.

Клапаны запасного парашюта откроются, левой рукой держим, а правой быстро нужно захватить купол  со дна ранца, и двумя руками бросить купол в сторону вращения и вверх. Здесь можно руками стропы выдергивать из сот ранца, затем взять несколько верхних строп и подергать за них, чтобы купол быстрее наполнился.

Если скорость снижения большая, купол сам наполнится.

Как определить нормальная ли скорость снижения?

Нас так учили: нужно в воздухе плюнуть... и если плевок улетел вверх, то скорость снижения опасно большая, нельзя приземляться, нужно открывать запасной парашют.

Приземление на лес. Развернуться желательно по ветру. Ноги вместе, левой рукой взяться за правый свободный конец, правой — за левый, руки крестом венами во внутрь, голову опустить — лицо прикрыто. Если повисли на дереве, открыть запасной парашют, выбраться из подвесной системы и спуститься вниз по запасному парашюту.

Приземление на препятствие. Здесь главное правило — ступни параллельно препятствию. Если несет на стену здания, ногами от неё оттолкнуться.

Приземление на воду. Здесь я Вам не расскажу, потому что, когда мы прыгали на воду, я в воздухе все отстегнула и сижу в подвесной системе, как на качели. Парашют был УТ-15, а прыжков в районе 70... Сижу вся расстегнутая, а до земли далеко, разворачиваться нельзя, можно выпасть. Аккуратно застегнула грудную перемычку и тихо-тихо... медленно... развороты купола... рулить то на воду надо... уже над водой на последней прямой, а зашла повыше, расстегнула грудную перемычку и при касании ногами воды выпрямилась, выскочив из подвесной системы.

Из воды достали, на земле подходит инструктор и спрашивает: «А зачем ты всё расстегнула на высоте 600 метров?» Так стыдно стало, ответила: "А я застегнулась назад... " Они в ТЗК за нами наблюдали. А высотомера не было... я к приводнению готовилась... :))

Приземление на круглом куполе. Ноги вместе, ступни параллельно земле. Сразу после приземления ловим нижние стропы купола, которые ближе к земле, и тянем их на себя — купол гасится. Если потянуть верхние стропы, купол начнет подниматься.

К полудню воздух прогревается и начинаются термики... при прыжках с парашютом на приземлении можно попасть в так называемый мини-смерч,  их ещё называют «пыльные демоны». Даже в штиль необходимо сразу после касания с землей гасить купол.

Для Вас видео. Смотреть обязательно.

 Спортивный купол

Главное при отказе спортивного купола не теряться в воздухе, есть запасной, и нужно правильно сработать.

1. Оценить ситуацию.

2. Контороль высоты.

3. Не более 2-х попыток для исправления неполадок в раскрытии купола.

4. Принял решение — выполняй!

Сейчас смотрите видео, здесь наглядно все отказы парашюта показаны и показано как отцепка происходит. Расписывать не буду, в видео все правила есть, а лучше после видео расскажу Вам о полном отказе купола.

 

Полный отказ купола

Полный отказ купола — это коварный отказ. У меня их два подряд. Расскажу Вам о них.

Парашют ПО-9 серии 2, запасной парашют З-5, замки отцепки ОСК (Отцепка Свободных Концов). Прыжков было на тот момент в районе 2 500 — 2 700... в прыжковой книжке нужно уточнять... это не важно.

Красивый набор: крыло, круглая запаска и замки ОСК.  Но я Вам хочу сказать, что тогда меньше бились, чем сейчас.

Работали в Туле на парашютодроме «Слободка». Самолет Ан-2. Высота 2200 м. Индивидуальная акробатика.

Вышла из самолета, смотрю на него... и такое вдруг желание назад вернуться... думаю, совсем плохая стала... работать. Погасила горизонт, разогналась, отработала комплекс... на высотомер смотрю — почти 900 метров... ну... ещё  пару спиралей... открутила спирали, дернула кольцо... как падала, так и падаю... посмотрела на кольцо — оно в руке... совсем выдернула тросик... как падала, так и падаю...  нет ничего...! меняю положение... не идет купол...! локтями его по ранцу, уже в воздухе на голову встала — не идет...! Нет купола...! Лечу в свободном падении...! В мыслях сразу: после 900 две спирали были, потом ковырялась —  высота не айс...  запаску надо... села в воздухе... отцеплять по одному замки ОСК...? я с ними так и до земли... открывать так запаску...? а если основной пойдет...? блин... все-равно с замками ОСК не успею разобраться... кольцо запаски дернула... пошел запасной и... О, Боже...! медуза пошла основного...! я аж вся сжалась... запаска  в форме груши — летит медуза...! я замерла — куда летит...? так медленно летит, запаска же наполняется...   а медуза по кромке купола ударила... и не во внутрь купола влетела, а мимо запаски пошла... я аж выдохнула... теперь пусть оба наполняются, теперь им можно... :))

На ПО-9 серии 2 вытяжная медуза на длинной  рифовке, и при открытии купола можно наблюдать как медуза улетает... улетает... улетает... 22 метра общая длина рифовки, а в сложенном виде — 11 метров... По факту она меня и спасла... пока медуза на рифовке улетала, запасной наполнился... повезло, что медуза проскочить успела купол запасного...  а одновременно этим двум куполам не стоит наполняться — это ничего радостного не предвещает...

Отвлеклась... вернусь к прыжку...

Раскрылись оба... основной — стропы по первому ряду длиной около 3-х метров и скорость по горизонту метра 3-4 на зачекованном управлении, а впереди основного запаска... скорость у неё нулевая и стропы 6 метров... а внизу кромка леса... ещё сейчас и на лес принесет...

Основной на скорости бьет по стропам запасного... и начало меня болтать... во, дела... Что делать...? так приземляться нельзя... отцепить основной...? а вдруг ему захочется свободными концами стропы запасного обнять...? и буду потом до земли мучиться...  какой собрать...? запаску сейчас буду тащить за стропы — она большая, будет по стропам основного путаться... решила основной собрать... а легко... за боковые стропы я его через сторону вниз погасила... собрала, только из него выбралась, уже земля вот она... дерево... попаду-не попаду... не попала... повезло... :))

приземлилась... села и думаю: что это было...? так, медуза... почему она не пошла... встала, пошла к медузе — она лежит, рифовкой и по высоте, и по ширине обмотана... кто это её так...? села рядом с медузой... зачем она так...? пришел шок... медуза напугала...

Собрала своё добро парашютное, пошла к своим на стартовую площадку, ребята уже встречали...

Обсудили мы мой прыжок... кто-то сказал: «Иди в магазин...» Да ладно, чего там... и не пошла...  уложила парашюты, день прыжковый закончился.

На следующий день первый подъем иду на акробатику... индивидуальную... кручу комплекс, дергаю кольцо... нет ничего...! Опять нет парашюта, не идет...! Всё то же самое, что вчера... все попытки безуспешны... Думаю: «Вот теперь всё. Дважды не будет, как вчера». Села в воздухе... времени есть немного... что делать? дергать запаску? и основной пойдет... думаю: «Блин... Женька...!!! как же теперь моя Женька...? как без меня...? она не сможет...!»  времени больше нет на раздумья... секунды бегут... запаску... кольцо, да вот оно, сейчас дерну......  И вдруг...!!! Пошел Основной...!!! Ё-моё...! Пошел...!  Блин, открылся...! Нормально...!

«Купол мой любименький! Ты мой хорошенький! Ты мой самый лучший в Мире! Я тебя так люблю! Мой парашют! Ты сделал это! Женька моя теперь в порядке!» Я разговаривала с куполом, я ему признаний столько выдала, сколько за всю жизнь не говорила... :))

Женечка — это моя девочка... дочурочка... ей тогда 4 года было...

Приземлилась на старт, не пошла на круг... сняла парашют и сказала: «Я больше с ним не пойду». А сама думаю: «Как же я без него...?»

Первое, что мне сказали: «Иди в магазин. Бросай всё и иди».  Бросила... и пошла...

До конца сборов ребята мне ранец зачековывали, ставили медузу. Парашют открывался... Я думала, что если я иду в Небо, то не надо бояться, всё-равно будет то, что будет. А страх, он только мешает. И будь, что будет. Все-равно нужно с любой ситуацией справляться.

После этого больше ни одного отказа не было...

Система отцепки КЗУ заменила замки ОСК — радость была для всех парашютистов великая...! :))

 

Поделитесь с друзьями

error: Content is protected !!

Pin It on Pinterest

Share This