Выбрать страницу

Первый парашют конструкции Котельникова РК-1 появился в 1012 году. Более 100 лет продолжается развитие парашютной техники. Удивительная история создания парашюта

 

Так  появились самолеты и летчики

 

gleb-kotelnikovИспокон веков люди смотрели в небо, на  звезды... Эта заманчивая глубина высоты  притягивала своим необъяснимым простором.  Создание первого летательного аппарата,  который поднялся в Небо, было чудом!  Вопреки всем законам притяжения, это  сооружение в разбеге оторвалось от земли и  понеслось по Небу огромной ревущей птицей,  очаровывая одних и пугая других. Так  появились самолеты и летчики... :)) А для  спасения летчиков в случае экстремальной  ситуации стали использовать длинные  сложенные зонты, которые крепились к  самолету. Их конструкция была тяжелой и  ненадежной, и чтобы не утяжелять вес  самолета, многие летчики предпочитали  летать без этого спасательного элемента — не использовать зонт в полете.

При падении самолета летчику в редком случае  удавалось отстегнуть крепление зонта,  раскрыть его и прыгнуть из самолета, чтобы  смягчить удар о землю.

18 (30) января 1872 года в Петербурге в семье  Котельникова, профессора механики и высшей  математики, родился сын, который с детства  пел, играл на скрипке, часто с родителями  бывал в театре. А ещё этому мальчику  нравилось мастерить разные игрушки и  модели. У Глеба, так звали мальчика, с  возрастом по жизни так и остались увлечения  театром и конструированием.

 

Изобретение ранцевого парашюта

 

Если бы не эта история, неизвестно когда состоялось бы изобретение ранцевого парашюта.

В 1910 году в Санкт-Петербурге состоялся  Всероссийский праздник воздухоплавания. Великолепный праздник с несколькими показательными полетами лучшего летчика тех времен Льва Макаровича Мациевича. Накануне с ним в Небо взлетел Столыпин, он восторженно любовался Санкт-Петербургом и его окрестностями.

aeroplan-farman-4 А в день воздухоплавания высшие чины офицеров с  Мациевичем поднимались в  Небо. А ещё... влиятельные  особы... Представляете,  счастье у них было какое...!  Полет на самолете...! А  гордости, наверное, было  ещё больше... :))

Праздник в разгаре, а день  клонился к вечеру, и перед  крайним вылетом Мациевичу передали пожелание от Великого князя Александра Михайловича показать что-нибудь эдакое... какое-нибудь авиационное достижение. И Мациевич пошел на рекорд.

Он решил взлететь максимально высоко... на столько, на сколько сможет его любимый Фармон-IV, этот легкий, изумительно красивый, словно полупрозрачный, самолет. Максимальная скорость полета, которую мог развить Фармон  74 км/час.

farmаn-4Это был очень смелый и решительный шаг, потому как в те времена считалось, что чем ближе к земле, тем безопаснее полет. Лев Макарович Мациевич в наборе увел свой Фармон на 1000 метров от земли — это примерно пол версты... и неожиданно... вдруг... самолет начал падать, рассыпаясь в воздухе... летчик выпал из беспорядочно падающего самолета... и вслед за обломками своей машины упал на землю... на глазах у зрителей...

 

Сохранилось архивное фото того трагического  момента.  Секунды... и последняя встреча с землей...

aeroplan

 

Эта трагедия глубоко залегла в душу Глеба Котельникова, и он начал разрабатывать систему, которая могла бы спасти летчика. Через год с небольшим Котельников уже попытался зарегистрировать в России своё первое изобретение — ранцевый парашют свободного действия. Но по непонятным причинам ему отказали в регистрации патента.

20 марта 1912 года после второй попытки уже во Франции Котельников получил патент за № 438 612.

 

Парашют РК-1

 

 parashut-kotelnikova-rk-1Парашют РК-1 (Русский, Котельникова, модель первая) имел круглую форму и укладывался в металлический ранец. К подвесной системе, которая одевалась на человека, ранец крепился в двух точках. Стропы парашюта Котельников разделил на две части и вывел их на два свободных конца. Состоялась уникальная реконструкция крепления купола к подвесной системе, которая исключила непроизвольное вращение парашютиста под куполом, где все стропы крепились к одной фале.  В воздухе, после выдергивания кольца, открывался ранец, на дне которого под куполом находились пружины... они и выбрасывали купол из ранца... причем безотказно... не было ни одного отказа...

Представляете, какое сильное потрясение пережил человек после трагической гибели летчика, и насколько сильно было желание спасти, исключить возможность гибели пилота при выходе из строя аэроплана в воздушном пространстве. Котельников изобрел все ключики, необходимые для нормальной работы парашютной системы.

Первые испытания проходили на земле. Автомобиль, к которому был прикреплен парашют, разогнался, и Котельников ввел в действие парашют, который, выйдя из ранца, мгновенно открылся, а автомобиль от неожиданного рывка назад заглох... история сказывает...

parashut-kotelnikovaДальнейшие испытания    парашютной системы РК-1  продолжились с    аэростата.  Прыгал манекен весом 80 кг  - самый лучший друг  испытателей. Бросали с разной высоты, и все прыжки манекена  оказались успешными.

Но в производство парашютную систему не приняли всвязи с тем, что  Начальник Российских Воздушных Сил великий князь Александр Михайлович высказал опасение, что летчики при малейшем отказе летательного аппарата станут покидать дорогую машину в воздухе. Аэропланы дорогостоящие, и их ввозят из-за границы. Беречь нужно аэропланы, а люди найдутся. Парашюты вредны, с ними авиаторы при малейшей опасности будут себя спасать, а аэроплан подвергать гибели.

Нет, так нет... и в скором времени парашют РК-1 конструкции Г.Е. Котельникова  был представлен на конкурс в Париже и Руане, а представляла парашют коммерческая фирма  «Ломач и К°» .

 

Первый прыжок с парашютом РК-1. Дорога в жизнь.

 

panec-rk-1

5 января 1913 года в Руане был совершен первый прыжок с парашютом РК-1 с моста через Сену. Высота 60 метров...!!! Великолепный бесстрашный прыжок совершил студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский...!!! Парашют сработал отлично, показал возможность раскрытия при прыжке с низкой высоты. Это мы сейчас с Вами понимаем, насколько рискованным был этот прыжок, а в те времена считали,  что это самый безопасный вариант прыжка, тем более река Сена внизу спасет в экстренном случае. Но насколько зрелищным оказался прыжок, Вы можете себе представить! Конкурс прошел блестяще! Русское изобретение получило признание за рубежом.

В России царское правительство вспомнило о парашюте Котельникова только в период первой мировой войны...

Зато вспомнило... :))

Спасибо летчику Г.В.Алехновичу... он сумел убедить командование в необходимости снабжения экипажей многомоторных самолетов парашютами РК-1. Началось первое производство ранцевых парашютных систем для авиаторов под управлением Котельникова.

Была создана новая система, парашют РК-2.

parashut-pk-3Не устраивал Котельникова  металличекий ранец с пружинами. Создавать, так создавать! И появился парашют РК-3 с мягким ранцем, в котором пружины были заменены на соты для укладки строп — эта техника укладки строп используется по сегодняшний день.

Патент на парашют РК-3 был получен 4 июля 1924 года за № 1607.

Грузовой парашют РК-4 был  создан в 1924 году, Купол  диаметром 12 метров был  рассчитан на груз до 300 кг.

Глеб Евгеньевич Котельников  проложил дорогу в Небо,  создал то, что сразу взяло  разбег и ушло в стремительное развитие.  Все испытания  проходили успешно, а это  значило, что путь был  верным.

В 1926 году все свои  изобретения Котельников  передал Советскому  правительству.

Интересные факты

 

Недалеко от полигона, где впервые испытывался парашют Котельникова, близ деревни Сализи (с 1949 года Котельниково), установлен памятник с изображением парашюта.

Надпись на памятнике: «В районе этой деревни в 1912 году проводились испытания первого в мире авиационного ранцевого парашюта, созданного Г.Е.Котельниковым»  А ведь уже 100 лет минуло... Спасибо за радость, умный Котельников!

pamyatnik-parashutu

В Санкт-Петербурге есть аллея Котельникова

На Новодевичьем кладбище могила Глеба Евгеньевича Котельникова  является местом, где парашютисты постоянно к деревьям привязывают ленточки и затяжки парашютов.

 pamyatnik-kotelnikovu

 

В настоящее время,  спустя 100 лет,  Научно-Исследовательский Институт Парашютостроения создал великолепную парашютную систему, которая проходит испытания — десантный парашют Д-12 Листик. Уникальность в том, что основной и запасной парашют находятся в одном ранце за спиной, а  запасной парашют из ранца выталкивает сжатая пружина...

Предлагаю Вам посмотреть фотографии.

avtor

Не забудьте поделиться страницей с друзьями.

error: Content is protected !!

Pin It on Pinterest

Share This